БАМ опять станет стройкой века? - Часть 2

- Может быть, не отрицая идеи необходимости модернизации в принципе, следовало бы предугадать и наименее принципиальный сценарий развития — скажем, выделить узенькие места и сконцентрироваться на их расшивке?

- Главным барьером, ограничивающим многообещающие с экономической точки зрения грузопотоки на БАМе, является фактически весь его восточный участок — от станции Хани до Комсомольска-на-Амуре и дальше до Русской Гавани, включая Кузнецовский тоннель на участке Комсомольск-на-Амуре — Ванино.

Общая протяженность узеньких мест сейчас превосходит 6 тыс. км и приходится на самые напряженные участки (Сибирь и Далекий Восток), где осуществляется около 80% грузооборота.

К 2015 году на узенькие места может приходиться до половины магистралей на главных направлениях. К обычно проблемным местам — Кузбассу, Уралу и Восточной Сибири — добавились пробки на подходах к портам. Погрузка в южные порты в период с 2003 по 2011 год выросла на 35%, в северо-западные — на 88%, а в порты Далекого Востока — на 90%! Суровый удар уже нанесен угольной индустрии, где нехватка инфраструктуры для перевозки угля сдерживает рост его добычи. В зоне риска находятся такие месторождения, как Энгельсское (9-12 млн т в год), Гаринское (около 9 млн т в год), Евгеньевское (около 8 млн т в год), Огоджинское (около 8 млн т в год).

- Но при таковой колоссальной заинтригованности в развитии инфраструктуры со стороны бизнеса почему бы не производить финансирование за счет личных источников, а не из бюджета?

- Вопрос расширения пропускной возможности Байкало-Амурской магистрали сначала относится к компетенции страны. С учетом масштабности проекта собственных средств РЖД не хватит, будет нужно помощь из федерального бюджета. Многообещающим представляется и вербование личного капитала, но бизнес не спешит вкладываться в инфраструктуру, его отпугивают очень долгие сроки окупаемости (к примеру, на Далеком Востоке горизонт окупаемости превосходит 20 лет). При всем этом создание инфраструктуры в непростых геологических критериях — очень непростой и капиталоемкий процесс. Нужны меры, которые сделали бы симпатичным роль личных инвесторов в таких проектах. К примеру, преимущественные способности доступа к новейшей жд инфраструктуре и гарантированная тарификация перевозок на уровне, не превосходящем Прейскурант № 10-01.