Докатились - Часть 2

По итогам 5 месяцев все отрасли, от которых зависят перевозки грузов, проявили очень умеренную динамику. Индекс промышленного производства к январю — маю 2013-го составил 1,7%, оборот розничной торговли возрос на 3,1%, объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», сократился на 3,9%. Любопытно, что рынку авто перевозок так и не удалось возвратиться на докризисный уровень. Если в 2008 году компании перевезли 6,9 трлн тонн грузов, то в 2013-м — 5,6 (данные такого же Росстата). При всем этом не раз говорилось и о перетекании груза с стальной дороги на автотранспорт, и об активном расширении парка грузовых автомобилей. Почему так вышло?

- В кризисный период падение рынка было очень значительно. С 2009 по 2011 год около четверти компаний закончили существование, — отмечает директор по стратегическому развитию 3PL-провайдера LogLab Галина Гельфанд. — С 2012 года рынок стал оживать. Конкретно кризис принудил РЖД пересмотреть стратегию и начать процесс передачи парка подвижного состава в управление личных компаний. Мысль была неплохой, но далековато не все выходило, сначала наблюдалась непонятная ситуация с вагонами. Многие клиенты в этот период перебежали к автоперевозчикам. Но равномерно стальная дорога начала отыгрывать утраты.

- Законным перевозчикам трудно соперничать с «одичавшим рынком», потому и понижение объемов сначала этого года, и отставание от докризисных характеристик могут быть вызваны уходом ряда компаний в теневые перевозки, — приводит другую версию начальник отдела организации авто и жд перевозок DPD в Рф Юрий Минаков.

Тимур Ратников считает, что на результатах рынка могла сказаться политика больших ритейлеров: «С 2008 года они, стремясь очень понизить издержки, увеличивают свой парк грузовых автомобилей, отчасти отказываясь от услуг транспортно-экспедиционных компаний. Объемы коммерческих перевозок таким макаром падают».

Не решили

Работу транспортных компаний осложняет несколько внутренних причин, не связанных с особенностями развития смежных рынков. 1-ый — конкурентность с незаконными перевозчиками.

- Из-за отсутствия настоящего регулирования рынка со стороны страны, на рынке появилось много компаний, которые мы называем однодневками, — гласит управляющий ГК «ИнтерТрансАвто» Александр Волик. — Единственная возможность таких компаний привлечь заказчика, — стоимость: им приходится демпинговать. Судите сами, тарифы уже более одного года остаются на постоянном уровне, цены на ГСМ повсевременно вырастают, а некие компании умудряются не просто выживать в таких критериях, а к тому же значимые дисконты предлагать. Мы специализируемся на работе с наикрупнейшими налогоплательщиками Екатеринбурга и Свердловской области. Объемы перевозок таких компаний иногда просто запредельные. Мы можем предложить им заниженный тариф по одной, двум либо 5 перевозкам. Но это полностью нереально, когда идет речь о 10-ках, а то и сотках рейсов каждый месяц. Естественно, заказчику необходимы конкурентоспособные варианты. Но нередко случается так, что транспортные компании декларируют условия, которые позже не могут выполнить, в особенности если идет речь о огромных объемах.