Дороги обходятся Рф дороже, чем освоение космоса - Часть 3

«Не стоит забывать, что в отличие от русской практики, в европейских странах, также в США и Канаде в структуру издержек на строительство не входят издержки на подготовку местности: выкуп земли, снос и перенос построек, сооружений и инженерных коммуникаций, компенсации собственникам. Там эти расходы берет на себя правительство, а не строительная организация. У нас же все это закладываются в общую смету и составляет от 5% (на незастроенной местности) до 45% (в густонаселенной местности) от общей цены объектов» , — поведала РБК Екатерина Решетова, старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ.

В Русском дорожном научно-исследовательском институте (РосдорНИИ) добавили, что в других странах при расчете цены строительства автодорог в смету не врубаются издержки, связанные с разработкой «предпроектной документации» и надзором за строительством. Не считая того, сравнивая цена дорожного строительства в Рф и за рубежом нужно исключать из сметы НДС, размер которого может существенно отличаться для различных государств.

Существенное воздействие на цена строительства оказывают горно-геологические условия и транспортная доступность каменных материалов.

«Есть страны, где гранитный щебень практически лежит под ногами, при всем этом на всей Российской равнине его нет в принципе.

Потому значимая толика расходов в строительстве (в случае со щебнем – до 80% от его цены) приходится на транспортировку этих материалов», — объясняет Е.Решетова.

При сопоставлении цены авто дорог в различных странах также нужно учесть различия в нормах проектирования. «В Рф ширина четырехполосной дороги будет 24 м, а в Финляндии и Норвегии, где обочины на 3 метра меньше – всего 19,5 м. Потому объемы работ и их цены на единицу длины дороги будут отличаться в 1,2 раза, а для дорог другого класса эта разница может доходить до 40%», — подчеркивает эксперт.