Дорогой длинною - Часть 2

Дмитрий Медведев, еще будучи президентом, гласил, что русские дороги можно удешевить минимум на 30 процентов. Владимир Путин — что цены берутся с потолка. Счетная палата три года вспять давала такие данные: у нас в стране дороги в 2,6 раза дороже, чем в Европе, и в три раза дороже, чем в США. Что-то расползаются ваши выкладки с «линией партии»…

Меня назначили управляющим Федерального дорожного агентства около года вспять, и 1-ое, что я сделал, — попросил представить подробный анализ по цены дорог и разнице подходов к расчетам. Попросил не только лишь наших служащих, да и независящих профессионалов: РосдорНИИ, управление дорог Финляндии. Мы вышли как раз на те характеристики, которые упоминались выше. Что для меня, признаться, было умопомрачительно: в аппарате правительства РФ и в правительстве Санкт-Петербурга в Смольном я занимался общим строительством.

И все же. Сможете привести пример сравнимых по трудности объектов у нас и за границей? С определенными цифрами.

Самый дорогой проект в истории США — так именуемый Big Dig — центральная транспортная артерия с тоннелем.

Объект размещен в Бостоне, в густонаселенной части городка, большая часть дороги исполнена в мостах, тоннелях и эстакадах. По трудности этот аналог дублера Курортного проспекта в Сочи у их вышел кратно дороже, при этом до сего времени суды идут: через полгода после открытия часть свода тоннеля свалилась на передвигающийся автомобиль. Погибла дама. Другими словами у их не все так гладко, как неким хотелось бы представить. Это, естественно, не самый обычный для США пример, но специфичность — древняя застройка, мост через аква объект — совпадает.

Бостонская дорога обошлась в 3,5 раза дороже, чем сочинская.

В общем, не постыдно. Не так давно приезжал мой сотрудник Виктор Мендес из США — глядеть, как здесь все устроено, делиться опытом, и был приятно удивлен и затратами, и объемами работы, которую ведет Росавтодор. Само собой, нам есть куда стремиться: в Китае и больше, и значительно дешевле строят.

За счет практически бесплатной рабочей силы?

Не только лишь. К тому же благодаря технологии стабилизации грунта, которую мы тоже будем обширно использовать. Принцип не нов, он прописан в ГОСТе 1970 года (к слову, я нередко черпаю увлекательную себе информацию из истории дорожного строительства и книжек прошедших лет). Просто не было достойной технической базы. А китайцы молодцы: они аналоги американской и германской техники начали создавать у себя. Машины Мейд in China еще доступнее по стоимости.