Достояние кольца: ЦКАД - Часть 2

Камер-Коллежский вал до наших дней не сохранился. Это была таможенная граница городка, а с 1806 — и юридическая. На данный момент некие страны подписывают особые соглашения об отмене таможенных сборов при перевозке продуктов меж ними, а при императрице Елизавете Петровне в 1754 году отмена таможенных сборов при перевозке грузов снутри страны было довольно смелым новаторством. Сейчас по неким улицам, появившимся на месте стенки, проходит Третье транспортное кольцо — к примеру, по Сущевскому валу, а вот Крутицкому валу не подфартило, он фактически перевоплотился во внутридворовой проезд.

Новейшую кольцевую дорогу решили выстроить при Сталине, но до войны начать так и не успели. Когда стало понятно, что столица не будет глухим тылом во время войны, решили выстроить кольцевую дорогу по очень сокращенному плану — летом 1941 года было выстроено несколько рокад — дорог, соединяющих разные круговые направления.

Военные дороги были изменены настоящей магистралью при Хрущеве — движение по МКАДу было открыто в 1960, тогда же он стал новейшей границей Москвы, а в 1962 году магистраль была достроена.

При Хрущеве же вокруг Москвы выстроили две «бетонки». Во время битвы под Москвой русским полководцам приходилось перекидывать все войска через столицу — даже если нужно было перевести полк из Ржева в Калугу. Такая несправедливость длительно волновала генералитет, а когда под Москвой было решено воздвигнуть огромное количество объектов противовоздушной обороны, вытерпеть ее стало решительно нереально. Два кольца были построены на расстоянии 30-50 и 70-90 км от МКАДа и позволили связать зенитно-ракетные комплексы и обеспечили непроницаемость системы ПВО.

Для проезда томных военных тягачей не требовалось неплохого асфальтового покрытия, потому обе дороги состояли из обычных бетонных блоков, отчего и получили народное заглавие «большая бетонка» и «малая бетонка». Дороги были отмечены далековато не на всех картах, но ими могли воспользоваться и обыденные граждане, если, естественно, позволяла автотехника. Бетонные плиты равномерно покрыли асфальтом, но люди все равно именуют дороги «бетонками».