Грузовая машина - Часть 2

Конструкция грузового автомобиля характеризуется компоновочной схемой, используемым движком, коробкой, ходовой частью, механизмами управления. Более распространённые компоновочные схемы грузовых автомобилей — «кабина за движком» и «кабина над движком». Последняя получает всё большее распространение, в особенности на грузовых автомобилях большой грузоподъёмности, т. к. позволяет выполнить более правильное рассредотачивание общего веса по осям как в нагруженном, так и в порожнем состоянии, также получить кузов большей длины при малой общей длине автомобиля. Для более полного соответствия грузового автомобиля роду перевозимого груза обычно одна модель выпускается в нескольких модификациях, отличающихся базой (расстоянием меж осями) и, как следует, длиной кузова. Шасси с самой недлинной базой применяется под кузовы самосвалов, созданных для перевозки сыпучих грузов с большой объёмной массой, также для седельных тягачей. На шасси с длинноватой базой ставят кузовы огромных размеров, в каких можно довольно отлично использовать грузоподъёмность даже при перевозке легковесных грузов.

Существует ещё одна компоновочная схема грузового автомобиля – кабина с боку мотора. Такую схему используют на грузовых автомобилях перевозящих сверхтяжёлые грузы (например, карьерные грузовики) и в военной технике на ракетных, танковых и иных тягачах.

Грузовой автомобиль особо малой грузоподъёмности (фургон и пикап) делают, обычно, на шасси легковых автомобилей либо на базе их агрегатов и узлов. Грузовой автомобиль малой и средней грузоподъёмности имеют обычно бензиновый карбюраторный движок, механическую коробку с одинарной либо двойной главной передачей, тормоза с гидравлическим либо гидропневматическим приводом, подвеску фронтального и заднего мостов в виде листовых рессор, рулевое без усилителя. На грузовой автомобиль большой и особо большой грузоподъёмности почаще устанавливают дизельные движки, используют механические, гидромеханические и электромеханические коробки, тормоза с пневматическим либо пневмогидравлическим приводом и тормоза-замедлители, рулевое с гидравлическими усилителями.