Грузовая пробуксовка - Часть 2

О том, что перевозки росли вследствие перетекания грузов на автотранспорт с стальной дороги, свидетельствует выросшее вдвое плечо доставки. Этот показатель рассчитывается методом деления грузооборота (объем груза, умноженный на расстояние) на объем груза. Если в 2010 году грузооборот работающих в Петербурге перевозчиков был 3867 млн тонно-километров (ткм), а объем перевезенных грузов – 7577 тыс. т, среднее плечо доставки автотранспортом составляло около 500 км.

В 2012-м грузооборот достигнул 18 330 млн ткм, объем перевозок автотранспортом – 18 819 тыс. т, соответственно плечо доставки подросло практически до 1000 км. Так как на стальной дороге грузооборот вырастает вследствие роста количества перевозимых грузов, а на автотранспорте – вследствие роста расстояния, рост транспортного плеча гласит о доминировании автоперевозок над жд.

Достоинства автоперевозчиков, позволившие им оттянуть грузопоток на себя, – оперативность, эластичная политика цен и возможность доставки «от двери до двери». Стальная дорога проигрывает сначала из-за малой скорости доставки. Средняя скорость на стальной дороге в 2012 году составила 219 км в день, либо 9,1 км/ч – малый показатель за 15 лет. Предпосылки – излишек подвижного состава и несоблюдение графика.

Сначала конкурентность появилась за дорогие грузы. «В обычных для жд транспорта секторах перевозок сырьевых и массовых грузов ситуация в течение последних лет размеренная. А в перевозках готовой продукции, продуктов народного употребления, продовольствия мы отмечаем рост конкуренции автотранспорта, в особенности в ситуации наметившегося сокращения производства», – признает замначальника Октябрьской стальной дороги по управлению качеством и маркетингу Кристина Малерян.

Перспектива автоперевозчиков на рынке связана также с возникновением крупнотоннажных грузовиков. «Мир изменяется: в Европе создаются грузовики, способные везти до 60 т. Автотранспорт в Европе – главный соперник стальных дорог, – отмечает Малерян. – В Рф, невзирая на огромные места и низкую развитость авто дорог, ситуация также изменяется. Толика жд транспорта составляет 82% грузооборота, но не факт, что нам получится удержать ее при развитии автодорог. Только за последнее десятилетие грузооборот авто транспорта возрос на 45,7%».