Грузовые трамваи - Часть 1

Грузовые трамваи — явление не настолько уж редчайшее. Они имелись в

большинстве городов, где трамвайные полосы были построены в

дореволюционные и в довоенные годы. В критериях слабенькой автомобилизации

эти трамваи делали роль грузовых автомобилей. Для обеспечения таких

перевозок от главных линий делались ответвления к товарным дворам

жд станций, к складам, магазинам, также конкретно

на предприятия. Такие ветки закончили свое существование, обычно,

только в конце 40-х — начале 50-х гг., а в неких городках (к примеру, в

Ленинграде) — еще позднее. Была когда-то грузовая трамвайная ветка и в

Минске.

Но вот чтоб трамвайная линия была построена и действовала

более 6 десятилетий только как грузовая — таковой пример во

всем бывшем Союзе только один. Это кисловодский грузовой трамвай,

перевозивший очень специфичный груз — бутылки со известной

минеральной водой «Нарзан».

Больший расцвет грузового трамвайного движения пришелся на годы Величавой Российскей войны, в особенности в Москве и Ленинграде.

Военные годы

С началом войны из Москвы равномерно стали исчезать грузовые

авто, которые мобилизовывались на фронт. Появилась угроза

прекращения грузовых перевозок. Грузовой автотранспорт могли поменять

только грузовой трамвай и троллейбус. Уже в августе 1941 года трамвай

начал перевозить грузы по заявкам всех учреждений и компаний. В

сентябре в согласовании с решением исполкома Моссовета для перевозки

дров и угля началось строительство грузовых трамвайных ветвей к базам

Мосгортопа в Лефортове, Сокольниках, Калужской, Трифоновской. В конце

сентября была завершена постройка грузовой трамвайной полосы длиной 3,2

км к Южному речному порту. По ней сначала вывозились овощи и

дрова. Длилась перевозка трамваями муки с мельницы им. Цюрупы на

хлебозаводы. Не считая того, грузовые трамваи перевозили песок с карьеров в

Филях и Нагатино для строительства оборонительных сооружений, защиты

первых этажей построек, для тушения зажигательных бомб и снарядов.

Трамвайные поезда развозили песок по улицам, сбрасывая на проезжую

часть, откуда подразделения МПВО на тачках, ведрами доставляли песок на

место. Трамваи вывозили также оборудование эвакуируемых компаний.