Грузовые трамваи — явление не настолько уж редчайшее. Они имелись в
большинстве городов, где трамвайные полосы были построены в
дореволюционные и в довоенные годы. В критериях слабенькой автомобилизации
эти трамваи делали роль грузовых автомобилей. Для обеспечения таких
перевозок от главных линий делались ответвления к товарным дворам
жд станций, к складам, магазинам, также конкретно
на предприятия. Такие ветки закончили свое существование, обычно,
только в конце 40-х — начале 50-х гг., а в неких городках (к примеру, в
Ленинграде) — еще позднее. Была когда-то грузовая трамвайная ветка и в
Минске.
Но вот чтоб трамвайная линия была построена и действовала
более 6 десятилетий только как грузовая — таковой пример во
всем бывшем Союзе только один. Это кисловодский грузовой трамвай,
перевозивший очень специфичный груз — бутылки со известной
минеральной водой «Нарзан».
Больший расцвет грузового трамвайного движения пришелся на годы Величавой Российскей войны, в особенности в Москве и Ленинграде.
Военные годы
С началом войны из Москвы равномерно стали исчезать грузовые
авто, которые мобилизовывались на фронт. Появилась угроза
прекращения грузовых перевозок. Грузовой автотранспорт могли поменять
только грузовой трамвай и троллейбус. Уже в августе 1941 года трамвай
начал перевозить грузы по заявкам всех учреждений и компаний. В
сентябре в согласовании с решением исполкома Моссовета для перевозки
дров и угля началось строительство грузовых трамвайных ветвей к базам
Мосгортопа в Лефортове, Сокольниках, Калужской, Трифоновской. В конце
сентября была завершена постройка грузовой трамвайной полосы длиной 3,2
км к Южному речному порту. По ней сначала вывозились овощи и
дрова. Длилась перевозка трамваями муки с мельницы им. Цюрупы на
хлебозаводы. Не считая того, грузовые трамваи перевозили песок с карьеров в
Филях и Нагатино для строительства оборонительных сооружений, защиты
первых этажей построек, для тушения зажигательных бомб и снарядов.
Трамвайные поезда развозили песок по улицам, сбрасывая на проезжую
часть, откуда подразделения МПВО на тачках, ведрами доставляли песок на
место. Трамваи вывозили также оборудование эвакуируемых компаний.
К записи "Грузовые трамваи — Часть 1" пока нет комментариев