Нам любые дороги дороги? - Часть 3

если основание не несет, то сколько ты верхний слой ни увеличивай, через год дорога опять поползет.

- У нас бездумная нацеленность на понижение цены строительства, — согласен с сотрудником Олег Скворцов. — В Скандинавии на этом не сберегают. Для дорог употребляют особо крепкие породы щебня. Живут по принципу: «Я не таковой обеспеченный, чтоб брать дешевенькие вещи». Так что нужно глядеть не только лишь на то, сколько издержали на укладку трассы, а на суммарные издержки — за весь срок службы дороги с учетом ремонтов.

Пусть строят частники

Легче всего всякую делему в нашей стране свалить на тотальную коррупцию и политический беспредел. Чтоб ничего не делать. Но решение находить нужно.

- На самом деле, выход один — строительство личных дорог, — гласит Владислав Иностранцев. — Правительство должно гарантировать инвесторам концессию на 30 — 50 лет.

Сущность концессии в том, что инвестор строит дорогу за собственный счет, а позже в течение определенного срока собирает на ней плату за проезд. Все же концессионеры к нам идут без охоты. Единственный опыт — строительство платного участка высокоскоростной трассы Москва — Санкт-Петербург.

- У зарубежных инвесторов нет гарантий, что они через 20 — 30 лет окупят свои инвестиции, — гласит Наталья Зубаревич, директор региональной программки Независящего института социальной политики. — Мы сами для себя сделали такую вкладывательную историю.

- На Западе употребляется такая модель, — гласит Олег Скворцов. — За свои средства инвестор строит дорогу, а потом 30 лет поддерживает ее в рабочем состоянии. Правительство в течение этого срока платит ему некоторую сумму. В конечном итоге инвестор уверен в том, что прибыль получит. Если платная дорога не оправдала издержек, то утраты несет правительство. Но в любом случае страна получает выгоду. Выстроили дорогу — снизилась цена перевозки — свалилась стоимость продукта — возрос спрос. Это дает большенную эффективность для экономики.

- Страна с внутриматериковым положением должна строить дороги, чтоб снижать издержки бизнеса, — гласит Наталья Зубаревич. — При всем этом дороги должны быть в местах основной концентрации населения, другими словами в европейской части. И только позже можно далее расширяться. А у нас все пропорции нарушены. Для чего тащить автобан на Колыму, если этого даже Русский Альянс не потянул?! Но у нас планы чиновников логике не поддаются, им главное — бюджет освоить.

Тем временем