Не тихая гавань: новый морской порт Бронка - Часть 1

Не тихая гавань: новый морской порт Бронка

В Финском заливе строится новый морской порт Бронка для обслуживания современных контейнерных и паромных судов. При всем этом необходимости в дополнительных контейнерных терминалах Северо-Западный регион не испытывает. Потому ожидается обострение конкуренции меж стивидорами и передел рынка.

Новенькая морская гавань расположится меж Огромным портом Санкт-Петербурга и Усть-Лугой — 2-мя наикрупнейшими портами Северо-Западного региона. Щедрый инвестор — компания «Феникс» — готов вложить в Бронку практически 44 миллиардов рублей. Правительство, выступающее как соинвестор, будет финансировать создание судоходного подходного канала и дноуглубительные работы. Подрядчик для воплощения этой части проекта будет избран уже в марте этого года.

Соперничать Бронка хочет с портами сопредельных Прибалтики и Финляндии. В компании утверждают, что не планируют переманивать клиентов у русских стивидоров в уже действующих портах Северо-Запада. Но спецы считают, что новый порт оттянет на себя часть клиентов из близкорасположенных русских портов и создаст профицит контейнерных мощностей на Балтике. Такая ситуация приведет к обострению конкуренции меж контейнерными терминалами региона, значимым ценовым уступкам для судоходных компаний и, как итог, к сокращению инвестиций в предстоящее развитие портов Северо-Западного бассейна.

Портовый долгострой

Выстроить новый порт на южном побережье Финского залива желали еще в 2003 году. Тогда в нем были заинтересованы подразделение финского концерна Fortum, «Несте Санкт-Петербург» и ЗАО «РосЕвро Транс», совместное предприятие финской паромной компании Finnlines и компании «Балтийские транспортные системы», которая выступала главным проводником проекта с русской стороны. Проект был разработан, но власти Санкт-Петербурга выдвинули дополнительные требования к планировке прилегающей местности, реализация которых подразумевала дополнительные средства и время, и строительство порта было отложено.

После смерти в 2006 году в автокатастрофе совладельцев «Балтийских транспортных систем» Леонида Тимофеева и Алексея Андреева проектом порта Бронка впритирку занялась компания «Форум» Дмитрия Михальченко и бывшего гендиректора «Росморпорта» Николая Негодова. Для реализации проекта предприниматели сделали отдельную дочернюю компанию «Феникс», исполнительным директором которой является единственный оставшийся в живых совладелец «Балтийских транспортных систем» Алексей Щуклецов. Новые обладатели стали интенсивно завлекать к роли в строительстве порта правительство.