«Окрашенный» рубль - Часть 3

И вот в 2010 году по инициативе Минтранса Рф, при поддержке Президента РФ и Правительства РФ было принято решение возродить дорожные фонды.

Федеральным законом № 68 от 6 апреля 2011 года внесены конфигурации в Экономный кодекс РФ и ряд других законодательных актов. Дорожные фонды стали составной частью федерального и регионального бюджетов. Предусмотрена возможность переносить остатки ассигнований, не использованные в текущем году, на очередной денежный год. Другими словами ушла в прошедшее «болезнь 31 декабря», когда неосвоенные средства уходили в бюджет невозвратно. Таким макаром появилась система непрерывного экономного финансирования дорожных работ.

Поначалу был сформирован Федеральный дорожный фонд, а с 2012 года начали работать региональные фонды. Основными источниками заполнения федерального фонда стали отчисления из федерального бюджета, 28% топливных акцизов, сборы с большегрузов массой более 12 тонн. В региональные фонды поступят другие 72% топливных акцизов, транспортный налог. Но законодательством также установлена возможность вербования значимого количества неналоговых источников. Для федерального дорожного фонда Экономный кодекс РФ предугадывает 10 таких источников. В принятые законодательные акты о разработке региональных дорожных фондов субъекты РФ включили 32 разных неналоговых источника.

Не считая того, Федеральным законом № 361 от 30 ноября 2011 года в Экономный кодекс внесен ряд новых положений, расширяющих источники формирования дорожных фондов. Для федерального дорожного фонда ими могут стать средства от уплаты неустоек, возмещения убытков и другие средства, связанные с неисполнением участниками торгов законодательства о госзакупках. В состав федерального дорожного фонда предвидено также включать плату по соглашениям об установлении сервитутов в отношении земляных участков в границах полос отвода и придорожных полос федеральных трасс для строительства и полгого ремонта объектов дорожного сервиса, установки маркетинговых конструкций, прокладки либо переустройства инженерных коммуникаций.

Объем федерального дорожного фонда в 2012 году составит 392 миллиардов рублей, в 2013 году вырастет до 450 миллиардов рублей, а в 2014 году превзойдет 470 миллиардов рублей (при условии, что раз в год топливные акцизы в эти годы будут возрастать на 1 рубль). Создание региональных дорожных фондов позволит прирастить расходы субъектов РФ на дорожное строительство в 2012 году на 112 миллиардов рублей, в 2013 году – на 192,3 миллиардов. В дорожных фондах регионов в 2014 году будет собрано около 531 миллиардов рублей. В целом же благодаря новенькому механизму финансирования отрасли каждогодний объем экономных инвестиций в дорожное строительство вырастет с сегодняшних 700 миллиардов до 1 трлн рублей. К 2020 году через федеральный дорожный фонд в дорожное хозяйство планируется навести около 4,5 трлн рублей, из которых 2,7 трлн – на строительство и реконструкцию дорог, еще около 1,8 трлн рублей – на ремонт и содержание.