Переправа по-якутски: остаться в живых - Часть 4

Разработка

Сейчас люди на обоих берегах Елены посиживают и гадают, когда же раскроется ледовая переправа. По официальным данным, это случится не ранее первых чисел января следующего года. Но было время, когда это происходило на два месяца ранее.

А все благодаря технологии термомеханического намораживания льда снизу, которую вот уже который год предлагает использовать при сооружении ледовых переправ узнаваемый мостостроитель Василий Мазур.

Первую такую переправу он выстроил в 1998-м году в створе проектируемого моста через Елену. 6 ноября сформировался ледостав. После этого с поверхности будущей переправы сдули снег, который является естественным теплоизолятором. Потом при помощи местных обитателей с 7 по 11 ноября порезали продольные прорези, просверлили в шахматном порядке 962 лунки, установили термосифоны и воздуховоды.

В конечном итоге 12 ноября раскрылось движение для техники весом 5 тонн, 15 ноября — 10, 20 ноября — 20, а 23 ноября уже 30 тонн.

В 2006 году опыт повторили уже конкретно в районе Якутска в створе Зеленоватый луг — Нижний Бестях, соорудив ледовую переправу в составе автозимника длиной 10,8 километра. Тогда 17 ноября раскрылось движение для техники весом в 10 тонн, и оно производилось прямо до 7 мая.

К огорчению, уникальный опыт так и остался невостребованным. Хотя ни 1-го ЧП на этих переправах не вышло. Более того, сам создатель проекта был не один раз оштрафован за самовольный опыт.

Шкипер — профессия женская

Шкипер шкиперу рознь. «Разрядная шкала» тут очень широка: от шкипера-сезонника, работающего на чартерную компанию в каком-нибудь курортном местечке, до капитана шикарной яхты, участвующей в кругосветной гонке.

И неважно какая ступень этой лестницы вам доступна, если вы упрямы в собственных намерениях и умеете ладить с людьми. Галина Стрелова начала ходить по Елене еще матросом и доработала до шкипера.

Я должна смотреть, чтоб погрузка автотранспорта и посадка пассажиров на наш паром прошла неопасно, ну и, естественно, присматривать за собственной командой. Основная задачка шкипера — принять груз и отправиться в рейс. По факту должность эта административная, я веду документацию — составляю ведомости для бухгалтерии, заполняю разные заявки. В моем руководстве три матроса и кассир, время от времени приходится работать и за матроса, и за кассира. Так что для меня навигация еще не кончилась.