Перевозчик либо посредник? - Часть 1

Перевозчик либо посредник?

В ближайшее время после внесения конфигураций в Налоговый кодекс участились пробы интерпретировать деятельность посредника, как реального торговца услуг. А именно, это касается роли посредника в договоре перевозки, где под прикрытием притворной сделки он типо выступает перевозчиком. Но в реальности привязка понятия «перевозчика по договору» к диспетчеру-посреднику противоречит нормам, на которые адепты «свободы контракта» и ссылаются.

Как досадно бы это не звучало, конкретная регламентация в интернациональных правовых актах, помноженная на несчастную российскую «свободу контракта», практически приводит к полному искажению модели контракта перевозки и деградации самого понятия «перевозчика по договору» как метода организации правового регулирования публичных отношений. «Свобода контракта» нужна только жуликам, чтоб не соблюдать правила и безнаказанно отмывать налоги, избегать неотклонимой прозрачности.

Согласно п. 1 ст. 313 ГК РФ выполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если по закону он не должен исполнить обязательство лично. В данном случае кредитор должен принять выполнение, предложенное за должника третьим лицом. Выходит, что ничто не мешает посреднику «представиться» перевозчиком. Но при рассмотрении вопроса роли перевозчиков в выполнении контракта перевозки нужно учесть особые требования закона, относящиеся конкретно к перевозке.

В международном праве есть понятия «фактический перевозчик» и «перевозчик по договору» практически для всех видов транспорта. Для автоперевозки это Женевская конвенция 1956 г. (КДПГ). Конвенцией допускается перевозка несколькими перевозчиками. Но законом установлены ограничения, которые не позволяют очевидному диспетчеру-посреднику «примазаться» к перевозке.

Одним из таких ограничений является действительность контракта перевозки. Стороной контракта может быть только лицо, вручившее перевозчику груз (имущество), другими словами грузоотправитель, и перевозчик, принявший груз. Для того чтоб посредник стал первым перевозчиком (либо перевозчиком вообщем), он должен лично принять груз у отправителя и лично вручить его последующему перевозчику либо выдать получателю. Согласно ст. 35 КДПГ перевозчик, принимающий груз от собственного предшественника, вручает последнему датированную и подписанную им расписку. Он должен отметить свое имя и адресок на втором экземпляре затратной. Другими словами, принимая груз от первого перевозчика, следующий перевозчик становится «перевозчиком», а его предшественник — «отправителем». Таким макаром,