Почему олимпийская дорога такая дорогая? - Часть 4

Олигархи изменяются ролями

Осенью 2010 г. Миша Абызов продал свои 50% акций офшора Marc O’Polo, обладающего 50,3% «Мостотреста», Аркадию Ротенбергу и его отпрыску Игорю Ротенбергу. Семья Ротенбергов в конечном итоге получила 26,6% компании, которой принадлежит 9,4% рынка строительства мостов в Рф. Кроме Ротенбергов, бенефициарами Marc O’Polo являются топ-менеджеры транспортной группы «Н-Транс» Константин Николаев, Никита Мишин и Андрей Филатов. Акционерами ОАО «Мостотрест» числятся также «Трансфингруп» и НПФ «Благосостояние».

29 октября такого же года «Мостотрест» стал победителем конкурса на прокладку 2-й и 3-й очереди дублера Курортного проспекта в Сочи. Выигравший предложил меньшую цена работ — 59,63 миллиардов руб. Исходная стоимость договора была определена в размере 60,882 миллиардов руб. (с учетом НДС). ТО-44 Олега Дерипаски в этом конкурсе не участвовал, потому что к тому времени компания вышла из-под его контроля. Но компании «Трансстрой» Дерипаски достался субподряд на четыре парных тоннеля общей протяженностью в 7,3 км, авто дороги на подходах к тоннелям и эстакадам и предварительные работы в «пятне застройки» — снос строений и устройство коммуникаций, другими словами большая часть работ на десятикилометровой трассе. В целом при строительстве 2-й и 3-й очереди дублера Курортного проспекта «Мостотрест» привлек около 50 субподрядных организаций, в том числе компании со ценой работ более 1 миллиардов руб.: не считая «Трансстроя», это «Ингеоком», «Тоннельдорстрой» и НПО»Нефтегазоптимизация».

Партнеры по 1-й очереди строительства дублера поменялись ролями, но цена километра выросла. В этом госконтракте километр двухполосного тоннеля, по данным «Мостотреста», «потянул» на 3,348 миллиардов руб., либо $111,6 млн. Это дороже километра самого длинноватого тоннеля в мире — Готардского (57 км) в Швейцарских Альпах: $188,9 млн (дублер) против $180 млн в Альпах. По строению они идентичны: у дублера есть парные тоннели, а Готардский имеет два однопутных тоннеля.

В «Мостотресте» более высшую цена разъясняют тем, что

«европейские договоры включают только цена строительства дорог. В состав же договора 2-й и 3-й очередей дублера Курортного проспекта, не считая строительства конкретно дорожного полотна, заложены расходы на строительство сложных инженерных сооружений, жилища, перенос коммуникаций».