Почему олимпийская дорога такая дорогая? - Часть 5

«Мостотрест» строит в составе дублера жилище: 5100 кв. м в поселке Краево-Греческое (подрядчик ООО «СК-Юг-Х») и 4300 кв. м в поселке Ручей Малый (подрядчик ООО «СУАРТ-Инжиниринг»).

Труднее, чем в Альпах

«Дублер Курортного проспекта — только непростая дорога по трассировке, его просто негде трассировать, потому он представляет собой сплошные искусственные сооружения, — объясняет Миша Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. — В этом причина его накладности. Хотя я не сбрасываю со счетов российскую привычку красть. Если ассоциировать с критериями работы в Готардском тоннеле, то с неплохой горнопроходческой машиной работать в скальной породе легче, чем на кромке гор, где машине трудно закрепиться. Плюс нужно учесть сочинские оползни».

Дмитрий Кошелев, начальник технического отдела «Трансстроя», добавляет: «Сочи испытывает определенный недостаток с подачей электроэнергии, а все перечисленные работы являются только энергоемкими. Для организации круглосуточной работы строители употребляют передвижные дизельные генераторы, цена горючего для которых также должна быть учтена в общей сметной цены строительства. Строить тоннели в слабеньких грунтах существенно труднее, а поэтому и дороже. Если в горе можно делать проходку буровзрывным методом, даже иногда не закрепляя и не бетонируя контур выработки, а только монтируя защитную сетку в местах разломов (таковой метод, к примеру, характерен для многих тоннелей Европы в Альпах), то в Сочи наблюдаются в главном очень слабенькие грунты — аргиллиты, оползневые явления, пустоты, насыщенные водой пласты. Для того чтоб вести проходку в таких непростых критериях, сначала нужно провести мероприятия по закреплению грунта — армировать грунт стекловолоконными трубками. А потом после бурения, разработки и вывоза грунта стенки и свод тоннеля нужно также укрепить 2-мя типами обделки, первичной и основной.

Эти операции при проходке, к примеру, в скальных грунтах не выполняются. А при определении общей сметной цены строительства тоннелей в Сочи они являются значимой ее составляющей. Потому сопоставлять цена проходки тоннеля в скальном грунте и грунте с такими чертами, как в Сочи, некорректно».