С Рублевки на Кипр: обратная сторона платной автодороги - Часть 4

Не достаточно кто из юзеров новейшей трассы знает, что обладает ОАО «Основная дорога» кипрский офшор Farncombe Limited. 61% этого офшора принадлежит русским компаниям: 50% у ЗАО «Вкладывательная компания «Фаворит» (заходит в УК «Фаворит»), 10% у «Стройгазконсалтинга» и 1% у Газпромбанка.

Другие 39% у зарубежных участников консорциума: по 14,5% у Alpine Bau и FCC Construccion SA, 10% у Brisa Highways of Portugal.

В сентябре 2008 г., когда проводился тендер на строительство обхода Одинцово, Федеральная антимонопольная служба оспорила его результаты, потому что в нем участвовала только одна компания. Но «Росавтодор» признал конкурс состоявшимся и в октябре 2008 г. объявил о собственном решении доверить консорциуму воплощение проекта.

Как финансировалась дорога

Цена трассы составила 32,4 миллиардов руб., из их 11 миллиардов руб. вложил Вкладывательный фонд Рф, а другие 21,4 миллиардов руб. — ОАО «Основная дорога». 11 миллиардов руб. — мотивированной невозвратный грант. Более 18,1 миллиардов руб. ОАО «Основная дорога» завлекло методом размещения 7 выпусков облигаций (последний перенесен на 2014 г.). Эти облигации были первыми инфраструктурными облигациями в РФ, а такие ценные бумаги обеспечиваются гарантией Минфина. Это значит, что правительство выплатит полную компенсацию основной суммы долга и процентных платежей по нему при расторжении концессионного соглашения и в случае дефолта концессионера. Обязательства по облигациям будут исполнены даже в ситуации незапланированных негативных конфигураций в проекте и его реализации, в том числе в критериях значимого ухудшения денежных характеристик проекта.

Кто купил обязательства компании, у которой нет корпоративной истории, не раскрывается. Веб-сайт Cbonds посреди больших держателей этих ценных бумаг именует только Deutsche UFG Capital Management. «Дойче Банк», контролировавший Deutsche UFG Capital Management на момент сделки (в ноябре УК была куплена ИК «Атон»), являлся одним из консультантов проекта.

Можно представить, что в облигации «Главной дороги» вложились коммерческие структуры, аффилированные с участниками консорциума. Сначала это негосударственный пенсионный фонд «Газфонд» под управлением ЗАО «Фаворит», устроитель выпуска ценных бумаг Газпромбанк, компании Зияда Манасира. Не считая того, как сообщалось ранее, эти бумаги выкупил ВЭБ, вложив в их средства пенсионеров-»молчунов». На облигации «Главной дороги» предусматривалось издержать 10 миллиардов руб. пенсионных средств. Финансовая схема вышла дальной от рыночной, но зато с муниципальными — минфиновскими — гарантиями. Рейтинговое агентство AK&M присвоило этим бумагам высочайший рейтинг А с положительным прогнозом. «Одним из главных причин поддержки высочайшей рейтинговой оценки является фактическое наличие муниципальных гарантий», — отметил в собственном отчете аналитик агентства Александр Чумаченко.