В ямку бух - Часть 3

Неувязка демпинга очень остра. Плюс большая часть грузовладельцев работают через тендеры и аукционы, что существенно понижает цена перевозки после проведения торгов, — комментирует ведущий менеджер по организации перевозок «ЛС-Авто» Станислав Шматков.

Доходность компаний падает. По нашим оценкам, она уменьшилась на 3 — 5% по сопоставлению с прошедшим годом. И полностью предсказуемо, что многие игроки на этом фоне начинали отчаянно демпинговать. Хотя демпинг — далековато не самый действенный инструмент конкурентноспособной борьбы, тем паче во время неблагоприятных экономических конфигураций, — отмечает генеральный директор транспортной компании КИТ Миша Попов.

Последствия демпинга были явны для участников рынка еще после кризиса 2008 года, когда из-за желания игроков, обремененных долговой нагрузкой, взять груз хоть какой ценой пострадали все. В сей раз ситуация рискует повториться:

В 2008 году мы следили излишек предложения услуг по доставке грузов и резкое понижение спроса на их. Это привело к тому, что перевозчики, чтобы выплачивать кредиты и отдавать лизинговые платежи, прибегли к жесточайшему демпингу, последствия которого мы до сего времени обязаны вытерпеть. На данный момент мы смотрим родственную ситуацию. Разорившиеся в 2008 — 2009 годах перевозчики воспряли духом к 2011-му и опять побежали получать транспорт в кредит. К ним присоединились и новенькие рынка, судя по всему, сработал стадный синдром. И вот в конце прошедшего года предложение опять превысило спрос, — разъясняет Денис Нейгебауэр.

3-я причина — рост цен на дизельное горючее.

По данным Росстата, за год дизельное горючее подорожало на 11%, а за последние 5 лет — на 72%. По словам Александра Волика, расходы на горючее составляют более 30 — 35% тарифа на перевозку: «Беря во внимание, что тарифы остаются на прежнем уровне, доходность перевозчиков продолжает понижаться».

В совокупы перечисленные причины уже привели к тому, что транспортные компании начали сворачивать программки обновления парка. По данным АСМ-Холдинга, реализации грузовиков в Рф в январе — июле 2013 года составили 165,8 тыс. единиц, что на 18% меньше по отношению к первым 7 месяцам прошедшего года.