Вдруг оказалось, что наши дороги существенно дешевле, чем в других странах - Часть 2

Настолько противоречивые заявления чиновников относительно цены дорожного строительства могут запутать кого угодно. Появляются и конспирологические версии: неуж-то кто-то сумел одурачить премьера, президента и Счетную палату? И даже если поверить Росавтодору, то возникает естественный вопрос:

за счет чего дороги в РФ оказываются в 1,5 раза дешевле, чем в Европе, – за счет свойства, инноваторских технологий, высочайшей производительности, низкой заработной платы либо за счет манипуляции с цифрами?

Более правдоподобная версия: расходы на дорожное строительство остаются непрозрачными, и благодаря хитрецкой математике в этой сфере можно обосновать что угодно. Захочешь – и дороги будут дорогими, а не захочешь – дешевенькими.

«В процессе проверок СП не были выявлены факты, доказывающие, что цена объектов дорожного строительства в РФ ниже цены объектов в забугорных странах», – сказали «НГ» в аппарате аудитора СП Валерия Богомолова. По данным проверок СП, «средняя цена 1-го километра кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга с сооружениями на ней составила практически 1,5 млрд рублей, а на столичных дорогах этот показатель доходит до 5 млрд рублей».

Итак,

если веровать Росавтодору, стоимость километра многополосной дороги в Рф в среднем около 68 млн руб., а по факту – от 1,5 до 5 миллиардов руб. за километр.

Правда, в СП отмечают, что «высочайшая цена строительства почти во всем обоснована затратами на переустройство инженерных коммуникаций, попавших в границы полосы отвода авто дороги». В цена строительства дороги врубаются издержки по выносу из зоны строительства объектов жд транспорта, нефтепроводов, газопроводов, линий электропередачи.

Меж тем дорожники указывают, что в РФ ниже издержки на энергоэлементы и на оплату труда. «Удельные издержки на транспортные расходы, эксплуатацию машин и устройств в Рф составляют в среднем около 15%, а в европейских странах соответственно около 25%. Разница в толиках издержек на оплату труда еще больше значимая – в Рф около 5% (по данным сметных расчетов), в Европе до 35%, в Китае около 10%», – гласит президент партнерства дорожных проектных организаций «Родос» Олег Скворцов. В то же время он именует числа, которые разительно отличаются от данных Росавтодора. «Средняя цена строительства 1-го километра многополосной автомагистрали в Германии составляет около 435 миллионов рублей, в Норвегии – 540 миллионов рублей. А в США километр четырехполосной дороги может стоить около 750 миллионов рублей, – отмечает он. – Обычно, эти проекты содержат в себе транспортные развязки, искусственные сооружения, издержки на выкуп земель, также издержки, связанные со сложностью критерий строительства и грунтовых критерий».