Всепоглощающий ремонт дорог Сибири - Часть 1

Всепоглощающий ремонт дорог Сибири

Образование региональных дорожных фондов, как и ожидалось, привело только к повышению финансирования отрасли. Стратегию управления дорожным строительством поменяли только некие регионы. В отрасли так и не вышло институциональных преобразований, из-за чего выросший денежный поток проходит через те же узенькие горловины плохого управления.

Середина октября — время подытоживать дорожно-строительного сезона. Так как, хотя на ряде объектов асфальт еще будут забрасывать в увеличивающиеся лужи, работы на главных объектах уже окончены. Итоги этого сезона прогнозируемы: финансирование дорожной отрасли возросло вдвое (до 57 миллиардов рублей в целом по Сибири). Но эти средства позволили только поддерживать в применимом для обычного передвижения транспорта состоянии уже имеющиеся региональные и местные дороги на новое масштабное строительство автотрасс финансирования, как обычно, не хватило. Но главный вывод в другом. В отрасли так и не вышло институциональных преобразований, из-за чего выросший денежный поток проходит через те же узенькие горловины плохого управления. На системные реформы, на самом деле, отважились только Кузбасс и Тува.

Много, но длительно

Особенность этого сезона была в том, что в 2012 году в регионах Рф после десятилетнего перерыва вновь возродилась система дорожных фондов. Это отдельная строка в региональном бюджете, на которую субъект федерации обязуется перечислять ряд налогов и акцизов, связанных с транспортом. Принципиально верно определять эти конфигурации. Идет речь не об увеличении региональных бюджетов, а о перераспределении их доходов в пользу дорожного строительства — таковы были требования федерального центра. В итоге, к примеру, в Забайкальском крае расходы на дороги в 2012 году в 6 раз превысят прошлогодний показатель, а в Новосибирской и Омской областях, также Красноярском крае практически в два раза (см. график 1). А общий объем финансирования отрасли (который мы высчитали как сумма федеральных и региональных экономных обязанностей на ремонт и содержание дорог) составил беспримерные 57 миллиардов рублей. Практически это двукратный рост финансирования по сопоставлению с 2011 годом.

Совместно с тем система финансирования в большинстве регионов Сибири хоть и стала более прогнозируемой (регионы не могут уменьшить расходы на дорожное строительство), в целом осталась прежней. А именно,

никуда не делась одна из основных заморочек отрасли задержки с финансированием, когда средства на счета подрядчиков приходят к концу сезона.