Закатать в асфальт млрд: кто зарабатывает на подмосковных дорогах - Часть 4

Госгарантии, пенсионные средства и заполярные трубоукладчики

Два первых в новой истории Рф концессионных проекта — Ротенберга с партнерами и Ковальчука — Манасира с партнерами — развивались очень похоже. В состав обоих консорциумов входили большие строй компании: «Мостотрест» и «Канон» (на 90% — дочерняя компания «Стройгазконсалтинга»). Другими словами участники зарабатывали и на самой концессии, и на строительном подряде. В качестве генподрядчика «Мостотрест» получил договор на 48,4 миллиардов рублей, «Канон» — на 25,2 миллиардов. Длительные средства концессионеры завлекали, размещая облигационные займы на 10 миллиардов (на 20 лет) и 16 миллиардов рублей (на 18 лет). Облигации СЗКК брал ВЭБ, а «Главной дороги» — сама УК «Фаворит».

Поручителем по первому выпуску облигаций «Главной дороги» стала компания Манасира «Стройгазконсалтинг-Север», и в проспекте эмиссии радиво перечислены 618 принадлежащих ей единиц техники — экскаваторы, сварочные комплексы, трубоукладчики, самосвалы, работающие в Заполярье и на Ямале. А под последующий выпуск и бумаги СЗКК Минфин выдал госгарантию, что позволяет вкладывать в такие облигации средства пенсионных фондов. Когда в 2010 году из числа участников проекта вышли ЕБРР и Европейский промышленный банк, Сбербанк и ВЭБ через три месяца открыли «Северо-Западной концессионной компании» кредитную линию на 29 миллиардов рублей.

Оба концессионера не укладываются в сроки с вводом проектов.

«Обход Одинцово» был должен «поехать» еще в 2012 году — на данный момент идет речь уже о начале 2014-го. Открытие первого участка новейшей трассы М-11 тоже переносилось на год (частично из-за скандала вокруг Химкинского леса). «На сегодня строители сталкиваются с трудностями, неувязка в выполнении заказчиком (государством. — Forbes) собственных обязанностей по освобождению местности», — осторожно гласит Владимир Власов из «Мостотреста». Представители «Главной дороги» и «Стройгазконсалтинга» от комментариев отказались, но в неофициальных беседах молвят о том же: госзаказчик не успевает освобождать участки, отсюда обычный техники, излишние растраты и срыв сроков.