С одной стороны, сейчас не то чтобы самые лучшие, но далеко и не самые худшие условия для развития собственного бизнеса – все, что нужно, это всего лишь иметь желание. С определенными преградами, конечно, столкнуться все равно придется – несмотря на все те реформы, которые были проведены в последние годы, направленные на благоприятствование развитию малого и среднего бизнеса, борьба с бюрократическим аппаратом требует более радикальных мер. Налоги понизили, для кого-то установили фиксированную шкалу (для начинающих вообще есть определенной продолжительности налоговые каникулы, причем продолжительности этого льготного периода в случае, если бизнес-план был составлен в свое время действительно грамотно, вполне достаточно для того, чтобы скопить уже не начальный, но необходимый для перехода на следующий уровень капитал). И подобных бонусов на самом деле еще много – все их перечислять – это не одну страницу займет…

Но есть и определенные проблемы. И не только того самого бюрократического характера – на самом деле они тоже решаются. Но предпринимателю, как ни крути, нужен офис – без это «сердца» работать в принципе невозможно. А офисные помещения, если строить их с нуля и обеспечивать всей необходимой инфраструктурой – не самое дешевое удовольствие, к тому же, для того, чтобы строить, еще сначала надо заиметь права собственности на землю… А потом строить, что опять же стоит довольно дорого, а потом проходить процедуры приемки, в которой участвует масса инспекций, каждая из которых всегда найдет какие-то недочеты…

В общем, на самом деле лучше не строить. «Как, вообще без офиса?» Конечно, нет – без офиса в принципе ни о каком бизнесе речи быть не может, это, выходя на абсолютно пустой рынок, можно позволить себе работать где-нибудь в подвале и принимать заказы по телефону, но таких «пустых» уже не осталось. А в условиях серьезной конкуренции, при работе на рынках действительно насыщенных,  в любом случае надо иметь место, где можно встретить клиента, можно показать ему, чем занимается молодая компания, можно… в общем, главное – чтобы была возможность в принципе с ним поговорить в нормальной обстановке, а не где-нибудь в подвале или на десятом этаже здания старого советского НИИ, со стен которого уже штукатурка сыплется, но при этом гордый арендодатель ремонт даже за свой счет делать не дает. Проблема? Да, но офисы в аренду ее замечательно решают – именно для таких начинающих предпринимателей сегодня строятся офисные здания, обладающие уже всеми необходимыми инструментами для ведения бизнеса – это и телефонные линии, и развитая компьютерная сеть, которую даже не приходится тянуть самостоятельно, поскольку она закладывается еще на этапе разработки проекта, и многое другое. Дорого? На самом деле – вовсе нет.

Конечно, есть определенные виды деятельности, занимаясь которыми, нужно иметь не только офис, но и склад, но и это не проблема – если посмотреть на предложения на itcol.ru/arenda-pomescheny/sklada/, например, можно увидеть, что на самом деле во многих случаях аренда того же склада может опять же быть существенно выгоднее его строительства (по крайней мере, если речь идет о компании, работающей в крупных городах – там даже в пригородной зоне земля стоит вполне прилично).

В целом, именно на первоначальном этапе аренда всегда выгоднее покупки, независимо от того, о чем идет речь – о помещениях или о технике. Минимальный автопарк, пусть состоящий и из всего лишь пары служебных автомобилей, понадобится в любом случае, ну а дальше уже все зависит от специфики деятельности молодой компании – производственнику понадобится еще что-то, строителю еще что-то. Но вот собственный офис и собственный склад – это уже не столь обязательно, дешевле арендовать.