Начать бизнес не так-то сложно – для этого сейчас имеются все необходимые условия, достаточно лишь найти какие-то минимальные средства, которые будут составлять стартовый капитал. Что, впрочем, тоже не такая уж и проблема – если бизнес-план действительно достоин того, чтобы в него инвестировать какие-то деньги, любой банк с удовольствием выдаст кредит на развитие малого бизнеса (им на самом деле это даже выгодно, поскольку в лице такого кредитуемого «новичка» они с вероятностью в 90% получают хорошего клиента в будущем, который будет обращаться по поводу любых банковских услуг именно в ту организацию, которая помогла ему на первых шагах). Но вот продолжать этот бизнес не так-то легко, особенно в том случае, когда он начинает выходить за рамки обычной торговой палатки на рынке или одиночного ларька где-нибудь на остановке общественного транспорта. И налогообложение несколько меняется, и формы отчетности совсем другие, и постоянно расширяющийся штат имеет массу не только преимуществ, но и недостатков. А главное – выходя на новый уровень, гораздо сложнее набрать необходимую для успешной работы клиентскую базу – в основном в любом секторе уже плавают свои «акулы», которые вцепились в своих клиентов зубами и пробовать кого-то переманить на свою сторону – не только бесполезно, но и иногда небезопасно, поскольку нечестные методы коммерческих войн у нас пока что искоренить так и не удалось…

С другой стороны – всегда есть один клиент, который постоянно что-то покупает, и при этом не ориентируется на старые связи, лишь на качество предложения и на разумность цены. И этот клиент – наше же  государство, которое с недавних пор обязано какую-то часть контрактов размещать на открытом рынке. Найти такие заказы не так сложно – зависит, конечно от развитости региона, но, к примеру, все госзакупки Краснодара очень удачно собраны на одном сайте – можно зайти и посмотреть, есть ли что-нибудь новенького и интересного, на что можно претендовать (естественно, присутствуют все необходимые фильтры – по отраслям, по суммам контрактов и тому подобным вещам, чтобы предприниматель не тратил зря время на поиски там, где ему, грубо говоря, по определению ничего не светит).

Правда, многие бизнесмены средней руки не очень-то доверяют механизму госзакупок, считая, что тут уже «все схвачено». Но на самом деле это не соответствует истине – во-первых, есть госконтроль, во-вторых, есть службы, которые заняты исключительно проверкой соответстия требований заказчика его реальным нуждам, чтобы исключить из списка этих требований те пункты, которые действительно ориентированы на «своих» (да, на самом деле пока что такое случается).