В свое время на программу строительства доступного жилья в Москве возлагались большие надежды. Можно даже сказать, огромные… По крайней мере, возлагались самими москвичами – и молодыми семьями, и людьми, подпадающими под различные социальные программы, и многими другими категориями москвичей. Да что там – даже сами городские власти и даже многие чиновники в правительстве не только самой Москвы, но и страны в целом тоже рассчитывали на то, что программа пойдет, что все получится, и что тех людей, которым это действительно нужно, все-таки удастся обеспечить дешевым жильем. Ну, не то чтобы дешевым, но, по крайней мере, по-настоящему доступным. И только экономисты сидели и зудели – «это невозможно»… Но на фоне всеобщей эйфории их никто не слушал. Но по прошествии нескольких лет оказалось, что прислушиваться к ним надо было еще тогда… Знающие люди изначально настаивали на том, что программа не заработает, поскольку строительство дешевого жилья в самом дорогом городе планеты (по крайней мере, в одном из самых дорогих) – это не просто «мечта социализма», а натуральная утопия. Приводили выкладки, цифры, оперировали макро- и микроэкономическими показателями, в конце концов, озвучивали простейшие законы, которым подчиняется любой рынок, в том числе и рынок недвижимости.  Но никто не хотел ничего слышать. А зря…

А сейчас приходится констатировать тот факт, что эти люди в свое время повели себя всего лишь как профессионалы, а не как пессимисты, которыми их тогда называли. В самой Москве дешевого жилья действительно нет. И не будет – это все-таки закон рынка. Но есть и альтернатива – квартиры в новостройках в Московской области во многих городах стоят в разы дешевле, чем в самой столице, причем ни по уровню качества коммунальных услуг, ни по уровню развития инфраструктуры это жилье совершенно ничем не уступает столичному. А что касается возможности работать в столице – так с этим никаких проблем нет – сейчас и расписание пригородного транспорта все более уплотняется, а владельцам собственного автомобильного транспорта так и вовсе особенных проблем испытывать не приходится – со строительством новых развязок удалось существенно разгрузить кольцевую, пробок стало меньше.

В самой Москве, правда, их по-прежнему хватает, но… этот же недостаток характерен и для столичных квартир – если до работы не удается дойти за полчаса пешком, то все равно приходится быть готовым к тому, что пятиминутная поездка в пять утра превратится в часовое путешествие в час пик.