«Автодор» чертит хайвеи - Часть 6

Каковы перспективы концессий и иных схем государственно-частного партнерства, призванных навести личный капитал в дорожное строительство? Почему концессионных соглашений заключено всего два, ну и другие схемы ГЧП не получили широкого распространения? Ведь и при разработке госкомпании цели провозглашались более принципиальные.

С. К.: Ну естественно! В год — 5 концессионных соглашений и 12 договоров актуального цикла! Мы должны были пробудиться 1 января 2013 года — а у нас вся Наша родина в высокоскоростных магистралях, и мы по ним летаем. Нереально ветвь, которая настолько длительное время недофинансировалась, за три-пять лет перевоплотить в процветающую промышленность. Это не происходит мгновенно! Если мы 20–40 лет жили в стагнации, то три года — это вообщем не срок. Да мы год только правовое поле сформировывали! У нас в госкомпании до сего времени целая группа работает по совершенствованию нормативной базы, подготовке распоряжений, постановлений.

Каковы более острые трудности?

С. К.: Одна из острейших заморочек — резервирование земель. Почему проекты в дорожной отрасли реализуются медлительно? В других странах, если правительство приняло решение о строительстве дороги, то готовится проект, формируется полоса отвода, резервируется и в сжатые сроки изымается земля. А потом с собственниками земли выполняются взаиморасчеты на основании оценки цены изъятого участка. У нас же, пока мы не выкупим участок, мы не можем сформировать полосу отвода. Мы на год задержали строительство обхода Одинцова — сначала из-за заморочек с землей. Земляные спекулянты существенно резвее, активнее, чем правительство. Мы же обязаны действовать строго по законам и нормам, а они их обходят, решают вопросы. Зачищают с правовой точки зрения все таким макаром, что не подобраться. Мы из судов не вылезаем. Так как

земляной участок, который был свободен на момент проектирования, к моменту начала строительства часто оказывается дважды-трижды перепроданным.

Пред нами оказывается честный приобретатель, у которого мы должны на легитимном основании по рыночной стоимости выкупать земляной участок. От этого цена капвложений в дорогу вырастает. Вообщем, если, к примеру, гласить о концессионных проектах, то они в мире готовятся два-три года каждый — это всегда узкая настройка, кропотливый экономический расчет. Раз в год в мировой дорожной отрасли заключается два 10-ка концессионных проектов, из которых приблизительно четверть — в Китае. Но там и понятие «концессия» чуть по другому трактуется. Китайские инфраструктурные проекты финансируются за счет бюджета, а потом уже продаются личному капиталу.