Коробка автомобилей МАЗ и КАМАЗ

На автомобиле МАЗ, оборудованном дизелем ЯМЗ, установлена 5 ступенчатая коробка с ускоряющей передачей и дистанционным механическим управлением. Включение 2-ой — третьей и четвертой — пятой передач осуществляется при помощи 2-ух синхронизаторов.

Первичный вал с шестерней установлен в картере на шарикоподшипнике. Промежный вал также установлен в картере: впереди — на цилиндрическом роликоподшипнике, а сзади — на шарикоподшипнике. Гнездо заднего подшипника закрыто металлической крышкой.

Шестерня первой передачи и заднего хода нарезана конкретно на валу, а шестерни 2-ой передачи, третьей, пятой, шестерня отбора мощности и приводная шестерня закреплены на валу на шпонках.

Приводная шестерня промежного вала снабжена гасителем (демпфером), снижающим колебания, передаваемые от мотора на коробку, и шум шестерен при работе дизеля на холостом ходу.

Необходимость в установке гасителя вызвана недостаточной равномерностью работы дизеля ЯМЗ. Зубчатый венец шестерни выполнен раздельно от ее ступицы и соединяется со ступицей через 6 цилиндрических пружин. Передаваемые на венец колебания гасятся в шестерне за счет деформации пружин и трения в элементах демпфера.