О бедном экспедиторе замолвите слово - Часть 1

В ближайшее время практика доставки грузов претерпевает значимые конфигурации. Главные предпосылки этих конфигураций — контейнеризация интернациональных грузопотоков, следствием чего явился отказ от системы доставки груза каждым видом транспорта изолированно друг от друга, и развитие встроенных смешанных (мультимодальных) перевозок.

Обычно, в большинстве государств мира под смешанной понимается перевозка с внедрением нескольких видов транспорта, которая производится под ответственность 1-го лица, т.н. оператора смешанной перевозки. Интернациональная практика сложилась таким макаром, что в качестве такового оператора в большинстве случаев выступает экспедитор, в итоге чего роль последнего в процессе доставки груза приобретает все большее значение. Недаром во внешнеторговой практике экспедитора нередко именуют “архитектором перевозки”. И для перевозчиков, и для экспедиторов уже издавна не тайна, что получить прямую (минуя экспедитора) загрузку в продвинутых странах фактически нереально.

В согласовании с законодательством большинства государств мира к транспортно-экспедиционным относятся все услуги, так либо по другому связанные с перевозкой груза. А все договоры, заключаемые экспедитором при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности, разделяются на две группы:

1) договоры, заключаемые с клиентом (договоры транспортной экспедиции);

2) договоры, заключаемые с исполнителем той либо другой экспедиторской услуги (договоры перевозки, хранения, страхования и т.п.).

Договоры, заключаемые с клиентом

Экспедитор может заключать с клиентом два вида договоров, согласно которым: а) в отношениях с третьими лицами, участвующими в выполнении транспортно-экспедиционных услуг, экспедитор выступает от собственного имени (без помощи других действующее лицо, договорной перевозчик, принципал и т.п.); б) экспедитор в отношениях с третьими лицами выступает от имени клиента (агент-экспедитор, представитель, поверенный и т.п.).

Основное отличие заключается в том, что своими действиями в отношении третьих лиц экспедитор делает права и обязанности или себе, или для клиента. Соответственно, если при выполнении контракта появляются какие-либо неоднозначные моменты (к примеру, утрата груза), в первом случае экспедитор должен компенсировать вред клиенту, и имеет право взыскать убытки с конкретного исполнителя, а во 2-м — все спорные вопросы клиент будет решать с конкретным исполнителем, экспедитор же или оказывает ему содействие, или выступает в качестве его представителя.