Почему олимпийская дорога такая дорогая? - Часть 1

Почему олимпийская дорога такая дорогая?

В конце 2013 г. в Сочи появится дублер Курортного проспекта, и сочинцы в конце концов сумеют просто вздохнуть: в городке станет меньше пробок. У головного черноморского курорта страны до сего времени имелась только одна городская авто трасса. Строить вторую было просто негде: слева — море, справа — горы и заповедные леса государственного парка, охраняемые государством. Но Олимпиада 2014 г. принудила прокладывать дублер в горах и над лесами. Трасса соединит Сочи с Красноватой Поляной, где размещены горные олимпийские объекты.

Но удовлетворенность от новейшей дороги омрачается тем, что проект выходит очень дорогим для русских налогоплательщиков. Чтоб проложить 16,21 км, из бюджета выделено около 82,4 миллиардов руб. — это более 2,5 миллиардов руб. ($83 млн) за один километр полосы. Это сравнимо со ценой самых длинноватых горных и подводных тоннелей мира, притом что у сочинского дублера тоннели составляют наименее половины от длины всей автодороги.

На вопрос, почему дублер таковой «золотой», заказчик в лице Росавтодора (и его подразделение ФКУ «ДСД «Черноморье») и подрядчики отвечают, что практически вся дорога — это тоннели да эстакады, строящиеся в сейсмоопасной местности, плюс большая зона изъятия земель.

Но дискуссировать смету никто не желает. Пробы депутата Госдумы Дмитрия Гудкова получить разъяснения от Счетной палаты РФ закончились ничем. Отчет был отправлен, но до Гудкова он не дошел. Сама Счетная палата увидела превышение сметы только по нескольким спортивным объектам: санно-бобслейной трассе, Большой ледовой арене и неким другим: всего на 15,5 миллиардов руб. из более чем 1,3 трлн потраченных рублей. О том, как отлично израсходованы другие средства, ведомство Сергея Степашина обещало поведать только после Олимпиады-2014 г. Умопомрачительно, но об других стройках Счетная палата молчит.

Смету на проект делает проектная организация, и проектировало дублер ЗАО «Институт «Стройпроект» (Санкт-Петербург). Компания «Тоннельный отряд №44″ (ТО-44) миллиардера Олега Дерипаски стала генподрядчиком 1-й очереди дублера, а ОАО «Мостотрест» Аркадия Ротенберга, спарринг-партнера по дзюдо президента Владимира Путина, 2-й и 3-й очередей проекта. Кроме этой трассы, ТО-44 и ЗАО «Стройпроект» совместно работали над проектом моста через реку Сочи, а «Мостотрест» — над платной автотрассой Москва — Санкт-Петербург, автодорожной развязкой «Стадион» в Сочи и на других объектах.